?

Log in

No account? Create an account
mp3, free music, FreeMusic, ogg, Free!Music

Free!Music МУЗЫКА не продается

Previous Entry Share Next Entry
Статья из журналов Аудиозвук и Салон Аудио Видео
mp3, free music, FreeMusic, ogg, Free!Music
freemusic
СВОБОДНАЯ МУЗЫКА В СВОБОДНОЙ СТРАНЕ

Вопросами авторских прав сегодня озабочен весь мир. Борьба с пиратством, защита дисков от копирования, "нелегитимное" распространение музыки в сети, проблемы т.н. "кавер-версий" и цитирования (сколько нот должно быть в музыкальном фрагменте, чтобы его не посчитали воровством?) - все это бурно обсуждается не только на страницах СМИ, но и в законодательных органах. Значком копирайта стремятся защитить каждую песню, каждый звук, каждое слово и даже сценический имидж. А есть, представьте себе, такие люди, которые считают что музыка, в том числе их собственная, должна быть абсолютно свободной. Пожалуйста, берите, скачивайте, копируйте, используйте как угодно, переиздавайте, даже зарабатывайте на ней. И все это совершенно бесплатно, безо всяких разрешений, не забудьте только дать ссылку на первоисточник. Движение это зародилось в новом веке в Москве и получило название Free!Music.

Вход через выход

Free!Music - это проект, целью которого является популяризация и непосредственное воплощение идеи свободного распространения музыки в коммерческих и некоммерческих целях. Это новый принцип выживания музыки в настоящее время. Это, если хотите, целая философия и идеология, попытка разделить само творчество и желание заработать на музыке. Идея Free!Music зародилась в 2002 году в голове Валерия Мифодовского (он же MIF), директора московской группы EXIT project, после того, как первый альбом вверенного ему коллектива вышел на одном из крупных российских рекорд-лейблов. Нет-нет, Валерию не пришлось долго уговаривать "акул шоу-бизнеса" издать "Live Electricity" - решение о выпуске было получено спустя шесть часов после того, как демо-диск попал в офис фирмы. Однако продвижением уже готового продукта лейбл заниматься не стал. Большая часть тиража мертвым грузом осела на складе. А поскольку музыканты передали компании все права, то распоряжаться собственным материалом они уже не могли. Грустная и очень знакомая история, под которой могла бы подписаться не одна сотня "неформатных" российских команд.

Тут мы должны представить читателю второго главного героя нашего повествования - гитариста и композитора, создателя EXIT project Романа Смирнова (он же Ромуль). До появления на свет EXIT project Роман пробовал себя в разных коллективах и стилях, но нигде не мог найти адекватное применение своим замыслам. Наконец, в процессе дружеского общения и музицирования с давним соратником гитаристом Сергеем Замковым было "сконструировано нечто" - две экспериментальные композиции, которые затем задали тон всему первому альбому EXIT project "Live Electricity". Заканчивать работу над опусом Роману, правда, пришлось в одиночку. "Каждое утро я вставал, садился за компьютер и, как Чайковский, заставлял себя выдавать какую-то идею", - вспоминает Смирнов. Выходивший из-под его пера изящный электрофьюжн носил преимущественно инструментальный характер, ведь текст, как утверждает Ромуль, сильно ограничивает музыкальное восприятие. А границ - как смысловых, так и стилистических - в музыке быть не должно.

Итак, пластинка была выпущена, но радость, вызванная этим фактом, постепенно сменилась разочарованием. Нужно было придумать что-то, что помогло бы музыке EXIT project пробиться к своему слушателю.

Открытые источники

Примерно в то же время MIF познакомился с западным движением Open Source, ратующим за свободное распространение программного обеспечения. Российской софтверной фирме Alt Linux тоже оказались близки эти идеи. Совместно с этой компанией впечатляющим тиражом был выпущен первый сборник "свободной музыки". Диск вкладывался в коробку с дистрибутивом ALT Linux Master 2.0. В компиляции приняли участие 78 исполнителей, включая такие известные (и непохожие друг на друга) имена, как Умка, "Черный обелиск", "Грассмейстер", "Малерия", "Рада и Терновник", "Лойко", А.А. Лопес и др. Музыка была представлена в формате Оgg, который, с одной стороны, также распространяется совершенно бесплатно (в отличие от mp3, разработчики которого требуют от производителей лицензионных выплат), с другой - обеспечивает весьма высокое качество звучания. Инициативная группа, проводившая работу над сборником, объединилась под названием Open Music, а после от нее "отпочковался" и собственный проект Мифодовского Free!Music. Под этой "шапкой" вышла вторая компиляция бесплатной музыки, открывшая миру, например, Silence Kit - сегодняшних лидеров московского пост-рока.

Итак, основной постулат Free!Music гласит, что музыку надо бесплатно раздавать максимально широкому количеству людей. Если музыка понравится слушателям, это будет способствовать росту популярности, приведет образованию "своей" аудитории. Конечно, участники FreeMusic не являются альтруистами, вовсе отказывающимися от дензнаков, но главное для них - это все-таки стремление выразить себя в искусстве, а не поучаствовать в шоу-бизнесе. Поддержка публики, востребованность музыки позволит артистам зарабатывать на жизнь собственным творчеством. Новая механика способна вытащить проект на самоокупаемость.

Hack The World

Между тем EXIT project уже вовсю работал над новым диском - он изначально был ориентирован на электронное звучание, а не на "подражание живому". "Hack The World" получился профессионально "скроенным", отточенным, проработанным как стилистически, так и композиционно. Это легкая и изящная инструментальная "электроника" с вкраплениями эсид-джаза, этно и lounge. Стремясь выразить в звуке некие пласты эмоциональных состояний, Роман создавал электронные "атмосферы", внутрь которых были утоплены музыкальные темы. Слушать этот хорошо структурированный поток звукового сознания можно бесконечно. Недаром сами EXIT project определяют альбом как "музыкальный вирус, при контакте с которым в человеке резко падает естественный уровень агрессии, просыпается желание творить добро или уходить медитировать в горы".

Однако к 2005 году, когда альбом наконец увидел свет, EXIT project представлял собой уже совсем другую формацию. Роману стало тяжело работать в одиночку, и он постепенно собрал вокруг себя команду единомышленников. В процессе спонтанных джемов (проходивших в мастерских художников и архитекторов) вырисовывались какие-то идеи, сочинялся новый материал, шел процесс творческого взаимодействия. "Третья версия" EXIT project - полностью "живая". В состав проекта в настоящее время входят: Роман Смирнов (гитара, электроника), Олег Смирнов (гитара), Владимир Глушко (ударные), Алексей Тишин (бас). Музыка по-прежнему отличается особой теплотой, изысканностью, легким джазовым уклоном. Группа часто выступает в клубах, сделала демо-запись новой программы. В планах - выпуск третьего полноформатного альбома и, конечно же, захват всего мира, в том числе и идеями Free!Music.

Предвыборная программа

Что ж, настало время и под творчество EXIT project подвести научную базу. Как гласит их манифест (он же пресс-релиз), " EXIT project - это открытый проект, что подразумевает возможность для любого музыканта, исполнителя или автора текстов присоединиться к существующему на данный момент составу участников и реализовать свои идеи без оглядки на стилистические рамки". На сегодняшний день существуют три совершенно непохожих друг на друга программы, созданных разными составами. Иногда возникает впечатление, что это вообще разные коллективы, но... Проверку всего сказанного здесь оставляем на долю заинтересованного слушателя.

Недавно была завершена работа и над юридической базой Free!Music. Готовится следующий сборник, который выйдет уже на собственном - одноименном - лейбле. Рекорд-компания Free!Music планирует выпускать альбомы групп-участниц ограниченным тиражом, продавая при этом не саму музыку, а своеобразный "сувенир" - диск в эксклюзивном оформлении. Дебютным релизом лейбла стал альбом группы EXIT project "Hack The World" в совершенно необычном дизайне - диск упакован в металлическую коробочку, в которую вложен еще и пакетик с подозрительным сыпучим веществом (на самом деле это чай). Ну, а если у вас нет денег, вы можете совершенно бесплатно скачать все треки с сайта. Портал Free!Music рассчитывает стать глобальным хранилищем бесплатной музыки, закачиваемой самими артистами. А альбомы, выложенные в качестве официальных интернет-релизов, будут в зависимости от числа скачиваний издаваться и в "реальном" виде.

Напоследок стоит отметить, что, хотя музыканты EXIT project и позволяют использовать свою музыку всем и каждому без специального на то разрешения, мы, конечно же, получили их согласие на печать диска. А еще между оригинальным вариантом "Hack The World" и нашей версией есть существенное отличие: в последнюю не вошел трек под названием "Idiot's Thought", являющий собой поток сознания откровенничающего перед микрофоном вымышленного персонажа... Впрочем, зачем я вам это рассказываю: захотите послушать - найдите диск в железной коробочке. Или скачайте с сайта. Совершенно бесплатно.

Подготовила Елена Савицкая
helen_skiffle

  • 1
Не понял, что тут смешного. В том-то и дело, что платить за коробку не обязательно: скачивай на здоровье.
Я, однако, знаю много людей для которых коробка с чаем - самоценность, они могут и диск не послушать ни разу - лишь бы было что поставить на полку. Это, конечно, крайность и идиотизм, но в таком отношении есть своя правда. МП3 при всей своей доступности десакрализует музыку, уничтожает ритуальность приобщения к искусству, которая сильнее всего выражена в походе на концерт, кое-как - в запуске виниловой пластинки при свечах, и совсем никак - в беготне по метро с плеером.
Можно посмотреть и еще с одной стороны: есть музыкальная составляющая произведения, а есть визуальная, тактильная, обонятельно-носопырочная. Если автор считает, что его произведению соответствует жестяная коробка, так тому и быть - это вопрос свободы творчества.

мы говорим не о том, как упаковывать
а о том, что именно продают.

хоть в бумажный пакет заверни.
мне смешна сама фраза, которую я указал в своем первом посте. мы не музыку свою продаем, а упаковку к ней.

Меня вот наоборот заставляет веселиться мысль о продаже музыки. Всю свою жизнь я не то что считал - а твердо знал, что "продажа музыки" - это втюхиваемая штамповщиками компактов чушь, какая обычно появляется от чрезмерного желания наводить порядок, повышать капитализацию и следовать прочим религиозным по своей природе догмам.
Продажа музыки - это когда мы платим за каждое прослушивание диска, судимся с исполнителем из-за того, что нам не понравился концерт, запрещаем слушать пластинки публично или с друзьями...
Наоборот, когда оговорено, что тебе продают только материальную составляющую, а собственно информация остается бесплатной и предназначенной для свободного распространения, мы не лезем в область парадоксов, связанных с отличием информации от материи, а остаемся в привычном и более-менее естественном правовом поле

пжлста, говорите за себя. =)

  • 1