?

Log in

No account? Create an account
mp3, free music, FreeMusic, ogg, Free!Music

Free!Music МУЗЫКА не продается

Previous Entry Share Next Entry
Интервью с Шумовым
mp3, free music, FreeMusic, ogg, Free!Music
freemusic
ВАСИЛИЙ ШУМОВ:
ШОУ-БИЗНЕС НЕ В «ЦЕНТРЕ»


Вы выкладываете все свое многообразное творчество в сети (www.centromania.com)
для абсолютно свободного скачивания. Это противоречит всем законам
музыкального шоу-бизнеса. Ведь тогда музыкантам придется жить только на
гонорары от концертных выступлений. (если не ошибаюсь, “LINKIN PARK”
получили предупреждение от своей звукозаписывающей компании за то, что
выложили несколько треков на своем сайте). Почему Вы пошли именно таким
путем? Не возникает ли конфликта интересов?


На сегодняшний день я сам являюсь своим лейблом «CENTER PRODUCTIONS» и
поэтому конфликта интересов нет. Все происходит из одного центра. Моя
ситуация – это оптимальный вариант на сегодняшний день, потому что
последние пять альбомов созданы медийным способом, - то есть при
участии «центробораторов» - новым типом участников группы. Обмен
файлами, обмен идеями и конечный результат делается через интернет – и
остается в интернете. Поэтому все это довольно гармонично.


Я делаю это сознательно, а что
касается того, что музыкантам, если они будут вести такой образ
бизнеса, который они ведут сегодня, придется получать деньги только за
концерты и не будет никаких доходов от записей, то, - если серьезно
капнуть, что сегодня происходит, - то уже так и есть. То есть музыканты
получают деньги только за концерты, так как фирмы грамзаписи давно
прекратили платить что-то, что можно считать существенными деньгами.


У поклонников Вашего
творчества появилась возможность купить Ваши CD через сайт, несмотря на
то, что эти же альбомы совершенно бесплатно можно скачать этого же
сайта (
www.centromania.com). Чем вызван этот шаг?


Это дополнительная возможность для
тех, у кого нет быстрого доступа в интернет, у кого очень медленный на
сегодняшний день модем или нестабильное соединение с интернетом. Кроме
того, до сих пор есть люди, которые предпочитают именно компакт-диски,
так как на них качество звучания лучше – запись не компрессированная.
Поэтому существует еще дополнительный вариант – получить диски, кстати,
по номинальной цене за пересылку. Я отношусь к этому совершенно как
продюсер.


Ваше имя и группа “Центр” известны, возможно,
даже больше, чем исполнители, в раскрутку которых вложены огромные
средства. Концерт в клубе “16 Тонн” это наглядно показал. Как Вы
оцениваете результаты?



Мне трудно об этом судить.
Но этот концерт показал, что моя стратегия интернет-дисрибьюции
сработала, - многие песни из последних альбомов я вообще играл первый
раз на публике. И после нескольких тактов песен люди узнавали их, -
значит, они как-то их услышали, - или сами скачали, или кто-то им их
дал, или они обменивались файлами с кем-то. И это очень хорошо.
Материал оказался живой, наши композиции нашли своего слушателя и песни
были узнаваемы.


У Вас есть план распределения бюджета на дальнейшую раскрутку?


В силу того, что все делается на собственные средства, - я являюсь продюсером группы «Центр», сайтов www.centromania.com и www.c-e-n-t-e-r.com,
мне приходится «держать глаз» на расходах, потому что когда альбом
закончен, - у меня есть четкая картина, сколько денег было истрачено, -
и я стараюсь найти пути, как вернуть эти затраты, - иначе будет
невозможно или очень трудно сделать следующий альбом.


Какова Ваша стратегия продвижения?


На данный момент у нас
проходит период концертной деятельности. Мы подготовили программу –
Электронное Видеошоу (ЭВШ), - и концерт в «16 Тоннах» был первой
презентацией этой программы. В дальнейшем я буду искать возможности
продвижения этих выступлений и надеюсь, что у нас будет больше
возможностей ездить и выступать с этой программой в разных точках.


В этот приезд у нас два
выступления – в Москве и в Смоленске. Но концерт в Смоленске – это,
скорее, встреча с друзьями, нежели просто типичный концерт. Там
существует «Шумовклуб», который на протяжении многих лет ведет
просветительскую деятельность среди наших поклонников. Он имеет
информацию о нас, рассылает по почте кассеты и компакт-диски для всех
желающих.


С помощью Интернета Вы воплотили в реальность
идею коллективного творчества людей, которые даже не знакомы друг с
другом («центробораторы»). Как Вам пришла эта идея? Если это не
энтузиазм, то что?


Последние лет десять я
интересовался концепцией новых видов коммуникаций и как технология
позволяет людям контактировать друг с другом посредством новых видов
общения. Меня также интересует творческий процесс в новых коммуникациях
и у меня просто появилась эта идея, исходя из нескольких причин.
Во-первых, я живу в Лос-Анжелесе. Я думал, как же можно сделать так,
чтобы группа «Центр» существовала, выпускала альбомы, но участникам
группы «Центр» не обязательно проходить через весь этот трудный и
малоприятный процесс переезда – визы, затраты...



Во-вторых, нужно подгодать, чтобы все эти люди были в одно время и в одном месте.


Я предположил, что это можно
решить какими-то инновациями и новшествами. Я подумал, что как первый
шаг можно попробовать простой студийный опыт – просто наговорить текст
и переправить мне его по интернету. Альбом «Пластикозаменитель» (2000
г.) был этой первой пробой, и, исходя из этого опыта, остальные альбомы
были следующим шагом, в котором я использовал опыт предыдущий, делая
это сложнее и интереснее, ставя более трудные задачи перед музыкантами.
Сейчас, - через пять лет, я отношусь к «центробораторам» и к творчеству
также, как если бы кто-то сидел передо мной в студии, а я, как
продюсер, делал бы какие-то пожелания и просил бы что-то сыграть. То
есть, с тех пор, я усовершенствовал этот процесс.


Если поставить альбом, дать
кому-нибудь послушать и спросить: «Как это было записано?» люди скажут,
что это было записано в студии, где были использованы компьютеры. На
записи не чувствуется, что были использованы какие-то другие способы, и
это очень хорошо, - это говорит о качестве уровня.


Бытует мнение, что лет через пять музыкальные
носители “отомрут” и всем будет править Интернет. Это подтверждает
статистка: с появлением возможности скачивания музыки из сети продажи
музыкальных носителей в России упали за прошлый год на 20%. Если это
произойдет, производители физических носителей понесут огромные убытки.
Что Вы думаете по этому поводу?


В этом вопросе я всегда
привожу пример, что случилось с междугородними и международными
телефонными звонками. Если Вы помните, не так давно при звонке в другую
страну или в другой город нужно было звонить через «07» и заказывать
разговор на определенное время, - то есть надо было иметь дело с
телефонисткой, которая и осуществляла соединение. Когда время разговора
заканчивалось, она говорила: «Ваш разговор подходит к концу» или просто
Вас отключали. Теперь никто не жалеет о том, что этого больше нет, -
сейчас все осуществляется автоматически. Есть ли у кого-нибудь
ностальгия или проблема в связи с тем, что эти телефонистки исчезли,
что они остались не у дел? Наверное, нет. Это разумная эволюция
технологии – удобство и быстрота. То же самое происходит и в
музыкальном бизнесе. Если все эти посредники, - лейблы, которые стоят
между музыкантом и слушателем, исчезнут, - произойдет то же самое. Они
и являются такими «телефонистками», которые соединяют слушателя с
музыкантом или автором. Время их упразднит – вот и все. Этот пример
можно сравнить также и с исчезновением паровоза, - теперь же никто не
жалеет о том, что паровозов больше нет.


Я думаю, что многие фирмы уже
адаптировались, превратившись в медиаконгломераты. Они ищут пути
адаптации к переходу в интернет, продавая песни за 99 центов или делая
подписки за 10 долларов на право доступа к нескольким миллионам файлов,
- типа WWW.RHAPSODY.COM,
www.itunes.com и др. Вероятно, появится какая-то модель, которая будет доступна в плане цены и будет иметь бизнес-смысл для этих фирм.


Эти фирмы никуда не денутся, так как они такие крупные, что просто не могут куда-то деться, - они просто трансформируются.


Есть интересная мысль, что такие
фирмы, как «Yahoo» и «Microsoft» имеют достаточно средств, чтобы купить
вообще все рекорд-лейблы, включая такие крупные, как BMG, Sony и
другие. Т.е. в этом случае именно они будут распоряжаться музыкой. На
мой взгляд, что-то такое произойдет, - лейблы перекупят,
трансформируют, как-то соединят и «перепакуют», и никто не будет
вспоминать, что когда-то были CD.


В сентябре 2006 г. в России должна выйти поправка
к закону об авторских правах. Если ужесточится законодательство, как
быть тем, кто просто захочет познакомить людей со своим творчеством?
(Есть мнение, что если Россией не будут сделаны решающие шаги в сфере
охраны интеллектуальной собственности, США нас просто не пустят в ВТО).
Ваше мнение по этому поводу, как гражданина США?


Я не специалист в вопросах ВТО, «Большой восьмерки», «Бильдерберского клуба» (Bilderberg Club)
и т.д., но у меня есть такая идея: нужно привести все к одному общему
знаменателю и сделать обмен любыми совершенно легальными файлами
(кстати говоря, на нашем сайте
www.centromania.com я поместил комментарий по этому вопросу, - были просьбы прокомментировать эту проблему).


Что касается того, что США
прессингуют Россию, то дело в том, что США должны признавать, что в
любой стране есть свои собственные законы. Штаты – это одна из многих
стран сообщества, они не являются диктаторами или «большими братьями»
кого-либо. Они (США) должны это четко понимать и каждая страна должна
им это сразу заявлять. Если, например, Россия будет говорить США, что
им нужно изменить американские законы, то это ни к чему не приведет -
это тупиковый вариант в переговорах.


Допустим, можно также сказать, что
«ВАМ нужно прекратить устраивать швейные фабрики, похожие на
концлагеря, во Вьетнаме, Китае или Индонезии и платить людям по пять
долларов в месяц, эксплуатировать их, держа их РАБАМИ в джунглях под
какой-то тряпочкой, чтобы сшитые ими джинсы и кроссовки дешево
продавались и конкурировали с кем-то. До тех пор, пока вы это не
измените, мы (Россия) тоже не будем что-то для вас делать». Для всех
кто интересуется темой экспуатации и закабаления граждан в
развивающихся странах рекомендую посмотреть фильм КОРПОРАЦИЯ (
The Corporation) (http://www.thecorporation.com)


Поэтому, если США прессингуют
какие-то Российские музыкальные сайты, которые не противоречат
Российскому законодательству - это происходит нелегально. По закону
Россия ничего не нарушает. Вопрос закрыт
. А
если США захотят закрыть Российские сайты – под прессингом, тогда они
должны закрыть и лагеря тех узников, которые работают на их швейных
фабриках и сборочных конвейерах, и пусть тогда они вернут все свои
заводы в Америку. Или, если они открывают свои заводы где-нибудь в
Бангладеш, то пусть и платят рабочим те же деньги и страховки какие они
платили бы рабочим в Детройте.


Почему они эксплуатируют людей
совершенно безнаказанно? Зачем тогда проходить через все эти революции
и социальные потрясения? Чтобы опять закончить эксплуатацией, рабством
и выжимать из людей последние соки?


Что Вы думаете о правовом регулировании скачивания музыки из сети? Насколько я знаю, Вы – за свободный обмен любыми файлами.


На мой взгляд, проблема не
решится до тех пор, пока все заинтересованные стороны не признают, что
это глобальный вопрос – не вопрос США или России, - интернет есть
везде, - во всем мире.


Это должно быть решено глобально.
Мы унаследовали форму разделения на ASCAP, SАCEM, BMI, есть еще RAO, у
которых в одном случае хорошие коммуникации, а в другом случае вообще
никаких. Кто выполняет, а кто-то не выполняет условия. Поэтому все это
должно быть приведено к одному общему знаменателю и упрощено.


Но как быть с авторскими правами и гонорарами? В своем интервью (www.centromania.com)
Вы сказали, что можно, “например: ввести стандартный налог в один
доллар в месяц, который бы входил в оплату за доступ пользователей в
интернет. Сборы от этого налога потом могут распределяться между
музыкантами, фирмами, студиями и всеми, кто имеет отношение к правам и
созданию этой продукции”. Вы действительно так думаете?


Да, абсолютно. До тех пор, пока
проблема не решена на глобальном уровне, будут продолжаться бесконечные
суды и разбирательства на тему обмена файлами в сети. В проигрыше
сейчас все. Старая модель бизнеса дистрибюции аудио-видео продукции
себя изжила и необходимы новые решения с учетом постоянно развивающихся
коммуникаций, интернета и компьютерных технологий. Решение необходимо в
интересах сотен миллионов пользователей интернета, а не в узких
интересах нескольких транс-националных медийных корпораций.


Есть ли альтернативные варианты распределения авторских гонораров, кроме налога в один доллар?


Вероятно, есть. Например, было бы хорошо создать банк данных или банк идей под какой-то эгидой, - например, компанией «Apple», «Microsoft»
или какой-либо государственной организацией, провести какой-нибудь
форум на высоком уровне и сказать: «Мы хотим раз и навсегда решить этот
вопрос положительно в пользу людей. Не в пользу какой-то корпорации,
которая подкупила политиков, которые хотят больше и больше прибыли,
монополизируя музыкальный бизнес, - для людей, которых миллиарды, а не
кучки каких-то мультинациональных корпораций», - и вопрос будет снят.


Иначе это будут беспрерывные
тяжбы, войны, суды и другие проблемы, - до тех пор, пока это не решится
глобально. Ведь это глобальные проблемы – типа проблемы глобального
потепления. Я повторюсь, что это глобальный вопрос – а не вопрос США
или России, - интернет есть во всем мире и сайты существуют в
глобальном киберпространстве.


Что Вы можете сказать о механизме так называемого
коллективного управления авторскими и смежными правами? Считаете ли Вы
его эффективным? Власти пойдут на это?


Люди на высшем уровне
должны договориться всемирно найти способ калькуляции распределения
средств. Это не трудно сделать – просто нужно прослеживать, какие файлы
и куда были скачаны, правильно их кодировать – и денег все будут
получать намного больше, чем сейчас.


Что касается авторских прав, то я
считаю, что в мире есть более важные проблемы – СПИД, голод, войны,
эксплуатация человека человеком, безработица и т.д. Почему бы не
сосредоточиться сперва на этом? Если это решится, то остальное вообще
не будет проблемой.


В связи с огромным и постоянно растущим
количеством музыки в сети перед пользователями, по мнению некоторых
экспертов, встает проблема музыкальной навигации. Что Вы по этому
поводу думаете?


Я считаю, что для этого случая подходит хорошая американская фраза: «Это проблема, которую хорошо иметь».


В конечном итоге, чем больше
доступа к музыке, тем больше вероятность у музыкантов быть услышанными
и тем больше у любителей музыки возможностей выбора.


Вот и все. Чем больше – тем лучше.


Что касается навигации, то она уже
существует - есть масса веб-сайтов, которые специализируются на
определенной музыке. Например, есть много интернет-радиостанций,
которые беспрерывно гонят этот стрим, когда что-то играет, можно
прочитать название группы или автора, - т.о. можно познакомится с
совершенно новой музыкой. Если меня что-то привлекает, я смотрю, кто
это. Потом я иду в поисковую систему типа «GOOGLE» и могу попасть на
лейбл или сайт этой группы – и все.



Что, по Вашему мнению, нужно сделать молодым
музыкантам для донесения своего творчества до слушателей? Ведь если они
выложат свою музыку в сети – кто их найдет и услышит?


Дело в том, что музыканты
сами должны приложить некоторые усилия к тому, чтобы их музыка была
услышана. То есть они должны сделать свой веб-сайт, кроме того, есть
масса форумов, которые следят за новыми релизами или просто можно
разместить рекламу в виде банеров. Музыканты должны сами постараться
помочь их музыке быть услышанной. Если им совершенно все равно, то
процесс доступа к их творчеству будет в свободном хаотическом режиме –
может, кто-то найдет, а кто-то и нет.


Есть, например, такая интернет-радиостанция www.pandora.com, где можно «забить» название интересующей группы или музыканта, например, - “Spyro Gyra” или James Brown, - и слушать аналогичную музыку. Но интернет-то в нашей стране оставляет желать лучшего...


Но это сегодня. Через 20 лет все
будет по-другому. Мы же сейчас говорим о будущем. Так что все будет
проще и лучше. Сами поисковые системы улучшаются постоянно. Так что, я
повторюсь, на мой взгляд - «Это проблема, которую хорошо иметь».


А какие пути решения этой проблемы Вы видите?


Улучшение технологии,
улучшение поисковых систем и большее осознание самими музыкантами того
факта, что они должны приложить усилия к тому, чтобы их музыка была
услышана.


Вы как-то сказали: “Что может быть новей
двадцатилетних русских ребят, полных артистической энергии?” С другой
стороны, Вам сейчас 46 лет… Как Вы оцениваете собственные перспективы в
музыкальной индустрии? Что важнее для достижения успеха: опыт или
свежая идея?


Как Вы оцениваете собственные перспективы в музыкальной индустрии?


Новые идеи движут миром.
Без идеи ничего интересного не получится. Опыт и умение воплотить новые
идеи очень важны, но идея – это то, с чего все начинается. Я буду
продолжать работать и стараться воплощать в своем творчестве различные
новые идеи, которые постоянно появляются.


Вы находитесь в
авангарде технических новинок, преподаете курс мультимедиа, дизайн и
компьютерные технологии в одном из вузов Лос-Анджелеса. Вы говорили,
что сейчас практически все профессиональные музыканты имеют свои
домашние технически хорошо оснащенные студии.
Как же быть “двадцатилетним русским ребятам”, у которых нет таких возможностей?


В наше время можно собрать
неплохую новую домашнюю студию примерно за одну тысячу долларов. Это,
по нашим временам, не такая уж и запредельная сумма, - даже для
двадцателетних ребят. Было бы желание, терпение и ноу-хау, и все
появится.


Сейчас Вы сопровождаете свои выступления
электронными видеошоу. Расскажите об этом (цель, применяемые
технологии, реакция публики и т.п.).



Моя новая концертная программа называется Электронное Видеошоу (ЭВШ).


Она состоит из композиций,
созданных после 2000-го года, а также сопровождается видео-проекциями,
которые я создал за последние три года. Это своего рода отчет о
проделанной работе со времени моего предыдущего визита в Россию (в 1998
г. – прим. ред.) с концертами.


Сочетание аудио- и видеопроекций в
концерте дает мне и зрителю возможность общаться на более современном
уровне, двигаться в правильном направлении открытия новых горизонтов.


В нашей стране
официально было выпущено всего несколько альбомов “Центра”. Что
помешало массовому выпуску других альбомов? Получили ли Вы от их
выпуска гонорары?


Когда выпускается альбом на
какой-либо фирме, то обсуждается масса деталей и нюансов по релизу, - в
том числе и гонорары. Исходя из всей картины с поступившими
предложениями от ряда фирм, я решил пока не спешить с выпусками
различных альбомов, т.к. предложенные варианты даже не покрывали затрат
на саму запись и создание альбомов. Надеюсь, что со временем ситуация
изменится в лучшую сторону.


В одной из статей Вы как-то сказали, что
стараетесь не делать новый альбом продолжением предыдущего. Почему? Не
возникает ли при этом проблем, связанных с выходом за границы одного
“формата”? Как вы относитесь к “форматности” в целом?


Для меня начало записи
нового альбома – это чистый лист бумаги, который наполняется
содержанием по ходу записи и завершается, когда альбом готов. После
этого у альбома начинается своя собственная судьба. Каждый новый альбом
у меня не может быть похож на предыдущий, так как все идеи, концепции и
студийные средства, как правило, отличаются от альбома к альбому. Такой
же подход к творчеству имеют авторы, которые все время развиваются и не
останавливаются на достигнутом. Формат и творчество не имеют между
собой ничего общего. Формат довольно мрачное явление, - это просто
попытка свести музыку к формуле для делания денег. Хотя немалое
количество авторов всячески стараются вписаться в какой-либо формат в
надежде на какие-то сиюминутные выгоды.


Как Вы относитесь к идее компании “Снегири”
сделать трибьют композиций “Центра” с участием групп “Би-2”,
“Мегаполис”, “Браво”, “Агата Кристи”, “Ночной проспект”, “Punk tv”,
“Лаванда”, “Сегодня ночью”, “Бигуди”, “Оберманекен”, “Х.. забей”, а
также Н. Борзова, И. Желанной)? Не боитесь ли Вы, что “Центр”
потеряется среди “снегиревцев”?


К идее создания трибьюта я
отношусь положительно. Для меня это, своего рода, «похлопывание по
плечу» и осознание востребованности моего творчества. Мне очень приятно
осознавать, что кто-то хочет записывать мои песни.


Известно, что кавер на песню “Мальчик в теннисных
туфлях” уже “сварганили” ребята из Калининградской группы “LP”. Если Вы
его слышали, то как Вы его оцениваете? Как решаются юридические вопросы
с авторами каверов?


Пока из трибьюта я ничего
не слышал. Я надеюсь, что все юридические вопросы будут решены в
соответсвии с законами по этому поводу. Я не думаю, что возникнут
какие-либо проблемы.


Известно несколько Ваших продюсерских работ
(кроме альбомов “Центра” Вы продюсировали первый альбом группы “Звуки
Му” и американский альбом Жанны Агузаровой (“Nineteen ninety’s” 1993 г.
– прим. ред.) Каково чувствовать себя в роли продюсера? Нравится ли Вам
эта работа?


Моя задача как продюсера
сводится к тому, чтобы дать концепцию, стиль и помочь автору извлечь из
себя все самое лучшее и сильное, что у него накопилось. Бывает, что без
продюсера сами музыканты не догадываются, что у них является сильной и
интересной стороной, а какие-то другие аспекты пока что лучше
попридержать и не выносить на зрительский суд.


Я вообще очень люблю процесс
работы с музыкантами – или как участник группы, или как продюсер. Мне
просто этот процесс очень нравится сам по себе. Потому что люди,
занимающиеся Творчеством, занимаются, на мой взгляд, одной из высших
сфер человеческой деятельности, коим Творчество и является. Тем более,
занятие коллективным творчеством, - это значит подняться на еще более
высокий уровень, - и в итоге могут быть совершенно неожиданные и
непредвиденные результаты.


Вы готовы продолжить свою деятельность в этом направлении – в качестве продюсера?


Я и сейчас с удовольствием
поработал бы как продюсер с новыми исполнителями. Я всегда стараюсь
быть открытым к новым идеям и новым возможностям.


В чем заключается Ваша “формула успеха”?


«Работай помалкивай» – вот
моя «формула успеха», как поется в моей одноименной песне (альбом
«МОЛОДОЙНАМОЛОДОЙ» - 2003 г. – прим. ред.). Эта фраза может
восприниматься двояко - «Работай помалкивай» как наказание, - молчать,
работая с 9 до 18, а, с другой стороны, иногда самому себе полезно
сказать «работай и помалкивай».


В американском кинематографе для
режиссеров, которые много выступают по разным поводам в масс медиа или
делают что-то еще (не кинематографическое) есть хорошая фраза: «Ты
лучше держи глаз на «пончике». («Пончик» – это мягкая прокладка на
смотровом окошечке в кино или видеокамере – прим. В.Ш.) Имеется ввиду,
что режиссер должен снимать фильмы, только тогда у него может что-то
получиться. Если он начинает заниматься чем-то другим, рспыляться, то
обычно он заканчивается как режиссер.


Например, Френсис Форд Коппола теперь делает вино. Кстати говоря, у меня спрашивают: «Откуда у меня появилась песня «Напа Валли» («Napa Valley», (альбом
"Регион 5" 2005 г. – прим. ред.) Это как раз и есть рассказ о делании
вина в Напа Валли. Изначальный план названия песни был «Кополла
красное». В советское время были, - да, вероятно, и сейчас есть, -
напитки с такими мелодическими названиями: «Костромское светлое» или
«Тамбовское лучезарное». Он (Кополла) продает свое красное вино и на
русский язык его можно перевести как «Кополла красное» - кстати, я его
пробовал - какая-то кислятина. Поэтому Кополла отошел от режиссерской
деятельности, - он не доволен полной коммерциализацией фильмов и тем,
что сейчас режиссер превратился в орудие корпораций и тем, что он
должен выполнять какой-то план работы, рапортовать об успехах
начальству, снимать пять версий окончания картины для последующего
рассмотрения и утверждения комиссией и как лучше закончить фильм. Он
отошел от кинематографа, войдя в конфликт с Голливудом и занимается
теперь виноделием в Северной Калифорнии.


Как англоязычная аудитория воспринимает русскоязычное творчество?


Она воспринимает его точно
также, как и китаяязычное или хиндиязычное творчество. То есть
англоязычная аудитория в своей массе отторгает все другое, - на других
языках. Существует небольшая часть людей, которая интересуется другими
языками, но их единицы – это специалисты или люди, которые имеют
широкий кругозор. А в основном, - это потребители, которым не нужно
напряжения или чего-то другого, они просто хотят чувствовать себя
комфортно и слушать ширпотребную музыку, которая не требует каких-то
умственных усилий.


Вы играете для русскоязчной или англоязычной аудитории?


Я играю для любой аудитории, но, естественно, более подходящая аудитория для меня – русскоязычная, - и это логично.


Каковы перспективы российских музыкантов на
Западе? Например, альбом группы «Оберманекен» «5.30 а.м.» (1995 г. –
прим. ред.) был признан в США лучшим среди неанглоязычных альбомов.


Иногда бывают какие-то
совершенно неожиданные исключения из правил, - например, какое-то время
была популярна песня «Подмосковные вечера» на русском языке, - в конце
50-х – начале 60-х годов в разных странах, - но, как правило,
неанглоязычное творчество в США отторгается.


Какую роль в популяризации творчества музыкантов Вы отводите клубным площадкам? Насколько важно такое взаимодействие?


Клубные площадки –
идеальное место для презентации новой программы, для предоставления
возможности молодым начинающим музыкантам показать людям свое
творчество, даже если они пока не имеют широкой аудитории, Это не
значит, что музыка у них плохая, просто она менее коммерческая и
рассчитанна на менее узкую аудиторию, что не принижает их, как
музыкантов. Я считаю, что клуб – это отличное место для общения, для
опробирования новых идей и для открытия каких-то интересных авторов. Я
бесспорно считаю, что многие авторы открываются именно в клубах.


Как Вы решаете организационные вопросы по концертным выступлениям в клубах?


В данный момент у меня
совершенно простая технология. Через веб-сайт к нам поступают
конкретные предложения и начинается процесс. Если все это срабатывает –
мы приезжаем.


Почему на Вашем сайте только после 2-х альбомов
“Центра” - (“Регион 5" (2005 г.) и "Клавиши и Кнопки "(2006 г.) стоит
надпись “ All rights reserved”?


Дело в том, что все, что
находится в интернете – это copyright. Вообще все – музыка, картинки,
текст, дизайн – это все copyrighted material. То есть совершенно не
обязательно ставить какие-то значки и специальные ссылки – по крайней
мере, живя в США.


По поводу того, что надпись стоит
только после двух альбомов - то что-то, вероятно, было упущено. Надо
просто разобраться. У нас небольшая фирма и дизайнеры иногда пропускают
кое-какие моменты.


Я, честно говоря, не большой любитель этого знака («Сopyright» или “ All rights reserved”?) – это какой-то такой депрессивный человеконенавистнический символ, - символ какой-то несвободы и какого-то рабства.


То есть эта надпись ни к чему не обязывает?


Эта надпись дает какую-то
дополнительную информацию, но, тем не менее, - все, что помещается в
интернете – это copyright по определению, если нет каких-то специальных
указаний как например Creative Commons, что является попыткой нового
понимания копирайта (http://creativecommons.org)


В альбоме “Короли поэзии в трансе” (1997 г.)
использованы слова советских поэтов и музыка разных техно-трансовых
групп. Решены ли права с правообладателями, ведь это нарушение
законодательства об авторских правах? Прокомментируйте это, пожалуйста.


Я, как автор, решил сделать
экспериментальный альбом, - наверное, это самый экспериментальный
альбом, который я когда-либо делал. И, на мой взгляд, это все должно
быть как-то решено само собой. Сейчас такая система, что все эти
современные законы запутанные и окостенелые. Если начать разбираться во
всем этом, то тогда вообще никто и никогда никакой музыки не сделает.
Поэтому музыканты должны иногда взять «быка за рога» и сделать что-то,
а потом уже думать. Например, есть такой
DJ Danger Mouse, он сделал «СЕРЫЙ альбом». Это ремикс The Beatles
«Белый Альбом» и Jay-Z «Черный Альбом ». Естественно, были всякие
нарекания, угрозы судов и прочие разборы. Но эта работа произвела очень
позитивную реакцию во всем мире как инновация, принесла новые идеи,
которые я всегда люблю пробовать, - новые идеи и новую форму.


Как известно (из интервью с Cyntia Scott), в США
механизм продвижения артиста заключается в том, что музыкант сначала
записывает альбом за свои деньги на небольшом лейбле, а только потом
уже пытается продать эту запись крупным компаниям, - или же сам продает
материал по Интернету. Согласны ли Вы с этим и какова Ваша версия?


Моя версия обоснована на
фактах современных реалий. Фирмы грамзаписей настолько обленились и
«зажирели», что даже не беспокоят себя вкладывать деньги в кого-то, -
т.е. «тебе нужно записать альбом – ты и иди ищи деньги, и сам его
записывай, создавай свою аудиторию,


а мы «будем посмотреть». Поэтому
все больше и больше музыкантов идет напрямую к слушателю, - выкладывают
треки в интернете, гастролируют, пытаются продать свой CD на своих
концертах, через веб-сайт или через какие-то другие сервисы, где этот
CD можно продать. Это еще раз показывает то, что фирмы грамзаписи
просто себя изжили и разваливаются, - находятся в последней стадии.


Вы не были в России 10 лет. Видете ли Вы какие-то перемены в Российском музыкальном бизнесе?


Конечно. Допустим,
большинство наших переговоров с клубом «16 Тонн» проходило по
интернету, все было обсуждено в деталях и все сработало очень хорошо.


Я считаю, что это изменение по сравнению с 10-летней ситуацией.


Даже тот факт, что мы сейчас
обсуждаем проблемы авторских прав музыки в интернете, говорит о
происшедших изменениях. То есть сейчас уже что-то рушится, - пока еще
не видно, что создастся, - но уже создается, это тоже изменение. Стало
совершенно ясно, что старая система договоров себя изжила, - она просто
окостенела до невозможности. Ее надо просто отменить и заменить чем-то
новым – гибким, современным и простым.


При этом многие адвокаты фирм
грамзаписи потеряют свой бизнес, так как они просто будут не нужны. То
есть чем ближе музыкант стоит к слушателю, - и наоборот, - тем лучше
для всех.


Скажите, на каких условиях вы приехали?


Я приехал по приглашению
московского клуба «16 Тонн». Клуб предоставил все необходимое для
успешного проведения концерта и все то, что ему сопутствует, - на самом
высоком уровне.


 


С Василием Шумовым беседовал Игорь Максимофф (i-maksimoff@yandex.ru)



Редакция журнала MUSICIAN выражает благодарность клубу «16 тонн» и лично Алене Бочаровой за помощь в организации интервью


Концертные фото предоставлены сайтом www.tektonika.ru


http://www.musmag.ru/index.php?p=81